Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Теория движения Библиотека Секреты управления суперкаром

Теория движения

Секреты управления суперкаром

mg gorbachev bookМихаил Георгиевич Горбачев рассказывает о ключевых аспектах техники управления

mg gorbachev bookВестник "Гоночная Техника" с радостью сообщает о начале цикла публикаций, посвященных непостредственно тонкостям управления машин, относящихся к категории Большой Туризм. Естественно, рассказать о таких важных вещах должен профессионал. Чемпион СССР по автогонкам, журналист и известный инструктор Михаил Георгиевич Горбачев любезно согласился предоставить нашей электронной странице свои заметки, которые будут выходить с продолжением. Сегодня мы предлагаем читателям первую часть повествования.

Секреты управления спорткаром

Говоря о спорткарах, так и хочется воскликнуть: «Эх вы кони мои, кони!» Вернее лошади, а точнее целые табуны лошадей, которые сегодня легко втискиваются под капоты мощных авто. Некоторые называют этих монстров спорткарами, другие - суперкарами. Не будем спорить, как правильно, но к автоспорту многие из них имеют отношение весьма посредственное, и это факт. А вот справиться с этими табунами лошадок  бывает ох как непросто! Вальтер Рёрль, двухкратный чемпион мира по ралли и испытатель автомобилей Порше советует: "Что главное в управлении автомобилем? Помнить о двух вещах. Первое: на входе в поворот скорость должна быть минимальной. Второе: рулите экономно, без размашистости и суеты". Эти простые советы относятся к водителям мощных машин в полной мере. Так как же правильно обращаться с мощными машинами? Об этом и пойдёт разговор.

Особенности компоновки

Итак, начнём с первого откровения. Спорткары, а  это машины, разгоняющиеся до сотни менее, чем за пять секунд, и развивающие более 300 км/ч, покупают не для того, чтобы ползать в плотном трафике с черепашьей скоростью, а чтобы гонять на специальных гоночных трассах. Купить такой в стране, где культура езды на таких трассах или сами трассы отсутствуют всё равно, что посадить дикого зверя в клетку. Короче говоря, на обычных дорогах, на таких монстрах делать нечего, так как водителя, не выплеснувшего свой адреналин на трассе, феноменальные возможности обязательно спровоцируют на опасную езду. Именно поэтому практически все производители быстрых машин предлагают покупателям своей продукции пройти специальные фирменные курсы на специальных трассах, чтобы привыкнуть к новым для себя ощущениям и научиться совладать с огромным потенциалом. Владельцы суперкаров, не прошедшие такой специальной подготовки используют их огромные возможности только на 15-20%.

Теперь рассмотрим буквально капельку голой теории. Если подвесить автомобиль за такую точку, чтобы он был в состоянии покоя, то есть не клевал носом или кормой, то это и будет центр масс. У переднемоторного заднеприводного автомобиля эта точка будет где-то в районе переключателя скоростей КПП. У преднемоторного переднеприводного она более смещена к передним колёсам. У заднемоторного заднеприводного автомобиля она будет в задней части автомобиля, но выходить за пределы силового агрегата. У среднемоторного центр масс почти идеально совпадает с местом расположения силового агрегата. В последнем случае это означает отсутствие рычага инерционных сил в повороте. А в предпоследнем этот рычаг велик и получается, что самая тяжёлая часть автомобиля оказывается как бы подобием молота с огромными инерционными моментами. Именно поэтому быстро водить классический «Порше 911», у которого, силовой агрегат находится за задней осью, совсем непростое дело. Значительно улучшить ситуацию помогает полноприводная версия. Заряженные переднеприводники страдают избытком крутящего момента на и так перегруженных передних колёсах, но   на мощных заднеприводных машинах проходить повороты ещё сложнее. Они требуют деликатного обращения, в то время когда переднеприводники чаще прощают водителю даже грубые ошибки в скорости и выборе траектории. А ошибок этих у водителей, пробующих свои силы на мощных машинах,  бывает очень много. Мы не станем обсуждать дизайн быстрых  и мощных машин, так как вся их прелесть не в том,   как они смотрятся, а в том, как ездят! И речь идёт не о простых  дорогах, а о гоночных трассах, таким как Северная петля Нюрбургринга. Здесь любой автомобиль в руках профессионала  раскрывается в полной своей красе.   Понятно?

Ах, вы не собираетесь участвовать в гонках. Так это не имеет никакого значения. Объясню доходчиво почему. Уверенно водить мощный автомобиль под силу только водителю, который в совершенстве овладел обычным автомобилем, то есть обладает развитым чувством этого автомобиля. Он точен в выборе скорости на входе в повороты, отлично чувствует его тормозной потенциал и потенциал сцепления шин. Если водитель думает так: «ну и что, если я уже много лет меня возит шофёр. Раньше, то я чудеса за рулём творил, а здесь такая тачка в гараже у меня прописалась!» Однажды один предприниматель решил поехать за рулём своего нового автомобиля марки «Мазерати» поиграть в теннис. Беда в том, что его, неплохого в прошлом водителя, уже давно возил личный шофёр, и поэтому он основательно подрастерял свои водительские навыки. Выезжая на главную дорогу направо (это было загородное шоссе) с второстепенной он решил показать на что способен его железный конь, вернее триста лошадей под капотом «Мазератти» водителям, стоящим на красный сигнал светофора. Он слишком резко прибавил газ, когда руль, был ещё чуточку, повернут. Этой чуточки вполне хватило, чтобы его машина, вильнув задком, пошла в глубокий занос, несмотря на то, что под колёсами был сухой асфальт. Мощный мотор с лёгкостью сорвал задние колёса в пробуксовку. Водитель тут же резко бросил газ и вывернул колёса в сторону заноса. Что последовало дальше, предположить нетрудно. Машину как из пушки выстрелило в сторону повернутых колёс, и, проскочив почти под прямым углом встречную полосу (слава Богу, не было встречного транспорта), перелетев кювет, она повисла на пригорке. Открылась дверца и показался водитель с окровавленной головой (понятное дело, он был не пристёгнут). В чём ошибка водителя, кроме того, что он допустил вольность в обращении с мощным автомобилем, не изучив, как следует его повадки? Мы с вами знаем, что, вывернув руль в сторону заноса, его тут же надо вращать обратно. Да и резкое убавление газа вызвало сильный клевок передней части, увеличив сцепление передних колёс. Наблюдавшие эту аварию сотрудники ГАИ решили, что во всём виноваты 300 л.с. под капотом, и задний привод. Скорее всего, водитель придерживался того же мнения. Это липовое оправдание как бы снимало с него вину за вышедший из-под контроля автомобиль. Понимаете, не справился с управлением, что вполне объяснимо.

А ошибка его в том, что он не знал простых вещей из физики движения автомобиля. И не знал он того, как правильно работать рулём в подобных ситуациях. Поясню на примере. Попробуйте балансировать стулом, поставив его одной ножкой на ладонь. Если вы станете ждать, пока стул наклонится в сторону, чтобы ловко двинуть рукой в том же направлении, вас, скорее всего, постигнет неудача и стул свалится с руки. Вот если вы, не дожидаясь отклонения стула, станете поддерживать баланс сериями коротких движений рукой туда сюда, из вас получится неплохой эквилибрист. То же самое с машиной. Нащупать оптимальный вариант контролируемой нестабильности, которую представляет собой занос или снос, можно только серией коротких поворотов руля в сторону заноса и обратно. А главное, прочтя эти строки, попробовать сделать это на безопасной площадке, где нет движения автотранспорта и пешеходов, чтобы развить чувство автомобиля в скольжении. Процесс обучения состоит не только в совершении ошибок и их исправлении, но и в психологической готовности не растеряться когда машина скользит и не слушается руля. Сделать ошибку может каждый, это факт. Но чтобы учиться на ошибках, надо понять, в чём состояла эта ошибка. Если машину понесло, и водитель испугался, в чём его ошибка? В том что такая ситуация стала для него неожиданностью. Он не готов к ней. Ошибки нельзя игнорировать, их надо исправлять. Недаром известная международная пословица на всех языках означает одно и то же: «на ошибках – учатся!» Подведём итог, чтобы выяснить, с каким приводом спорткар выбрать? Автогонщик Станислав  Грязин: «Я вывел такую формулу: чем мощнее машина, тем задний привод предпочтительнее с точки зрения физики. Поэтому все спорткары выпускаются с задними ведущими. Конечно, на скользком покрытии переднеприводные машины имеют преимущество, да и вообще для маленьких лёгких машинок передний привод лучше и безопаснее. Особенно в дождь». Так же считает автор! Но самым безопасным для того, кто уже что-то умеет, будет полный привод!  А что траектория в поворотах? Они тоже для всех машин одинаковые?  Передний привод, полный и задний, моторы от 80 до 800 л.с. и что, для всех годится одна идеальная траектория? 

продолжение следует