Александр Талканица-мл.: «ЛМП3 – настоящий гоночный автомобиль»

at-racing-spa2Небольшой "тур по машине" от команды "АТ Рейсинг".

На этапе ЕЛМС в Спа наш специальный корреспондент Антонина Печковски поговорила с белорусским гонщиком Александром Талканицей-младшим, который провел своеобразный «пресс-тур» по своей нынешней машине, «Лижье» ЖСП3 (Ligier JSP3), на которой он вместе с отцом, Александром Талканицей, выступает в составе «АТ Рейсинг» в «Кубке Мишлен».
- Почему ЛМП3 все еще не так мега популярен, как ГТ3, хотя и едет на том же уровне?
- Думаю все из-за того что ГТ3 выглядят как настоящие дорожные машины. Для гонщиков-любителей это интереснее. А вот с чисто спортивной точки зрения ЛМП3 предпочтительнее. Думаю, со временем популярность этого класса будет возрастать. Не будем забывать и про бюджет.
- Да уж, если сравнивать с «Феррари» ГТ3, то чуть ли не в три раза дешевле выходит.
- Стоимость машин в ЛМП3 ограничена правилами. Поэтому проще планировать бюджет. А едут они так же быстро.
- Слышала такое мнение, что ГТЕ ближе к ЛМП2, чем к ЛМП3, по уровню прижима.
- Не думаю. Все-таки на ЛМП3 аэродинамика очень сильно развита. Это настоящий прототип, гоночная машина изначально. Ну а ГТ есть ГТ, это обычный дорожный автомобиль, подготовленный для соревнований. Конечно же, при всем при этом в ГТЕ потрясающая техника.
- Имеется в виду «Феррари»?
- Не только «Феррари», но и «Порше». Это отличные машины.
- В ЛМП3 тоже есть определенное соперничество марок. В Кубке Ле-Ман преимущество у «Нормы», а в ЕЛМС – у «Лижье». Какая разница между этими шасси?
- С каждым годом существенные различия найти все труднее. В «Лижье» первыми подготовили свою технику, а «Норма» вышла годом позднее и ее конструкторы просто попытались избежать повторения тех ошибок, которые выявились при эксплуатации «Лижье». Обновленное шасси «Лижье», которое построили с учетом исправлений, очень хорошее. А в ЕЛМС «Лижье» побеждает за счет класса гонщиков и команд. Они бы и на «Норме» вполне могли бы выиграть чемпионат.
- Считается, что ЛМП3 приспособлены для трасс с большим количеством поворотов.
- Так оно и есть. Даже максимальная скорость у ГТЕ или ГТ3 выше, чем у ЛМП3.

IMG 8321

- А если сравнить их по сложности настроек?
- ЛМП3 настраивать гораздо сложнее. Они куда ближе к гоночным машинам («формулам»). Минимальные изменения дорожного просвета, регулировки амортизаторов сразу отражаются на аэродинамике, балансе автомобиля. При этом, конечно, ГТЕ рассчитаны на профессиональных гонщиков, а ГТ3 – на любителей. На ГТ3 довольно просто ехать быстро, но вот добиться того, чтобы они ехали очень быстро уже куда сложнее.
- И быстрый круг они «собирают» по-разному?
- Да. ГТ3 выигрывают на торможении и на разгоне, а ЛМП3 – непосредственно в повороте.
- Требуется адаптировать свой гоночный стиль?
- Да, как я уже сказал, аэродинамика у ЛМП3 развита хорошо. Поэтому нужно стараться держать высокую скорость в поворотах. ГТ3 по сравнению с прототипом немного «туповатая»: едешь, тормозишь, поворачиваешь, нажимаешь на газ.
- И что же больше доставляет удовольствия?
- Как гонщику, конечно, ЛМП3. Это настоящая гоночная машина. Но и в ГТ3 все хорошо. Могу сказать только по опыту с «Феррари», что это уже не те ощущения, что были лет 5 назад. Сейчас ГТ3 ближе к гоночным, чем раньше.
- В ЛМП3 несколько производителей, но с доводкой машины особо не разгуляешься?
- Да, моторы у всех одинаковые, 5-литровые V8, коробки одинаковые. Картографию мотора менять нельзя, все запечатано. Фабрик шасси несколько, но все в основном используют либо «Лижье», либо «Норму», каждый из которых предлагает два типа кузова: с высоким прижимом и с низким прижимом. В итоге гонщикам остается только искать настройки подвески.
- А что с шинами?
- Разумеется, можно менять давление в разрешенных пределах. Производитель тут один – «Мишлен». Это в ЛМП2 есть конкуренция между двумя поставщиками, а тут нужно работать в тех же условиях, что и соперники.