«Феррари» и «баланс».

IMG 1962b800-300Алессандро Пер Гуиди и Давиде Марки о раскладе сил после Пролога МЧМ (FIA WEC).

Как известно, итальянцы – народ разговорчивый. А если вам на пути встретились сразу два жителя Апеннинского полуострова, то увлекательный диалог просто гарантирован. Вот и нашему специальному корреспонденту Антонине Печковски повезло: вместе с заводчанином «Феррари» Алессандро Пер Гуиди оказался директор клиентской программы Скудерии в ГТ Давиде Марки.

Интервью состоялось в тот момент, когда было ясно, что Пролог для машины 51, на которой выступает Пер Гуиди завершен досрочно: после небольшого возгорания по ходу дозаправки экипаж прекратил участие в тестах в Ле-Кастелле. Для всех это стало, конечно, неожиданностью. Оказалось, например, что у нас нет фото №51 с этих тестов. Поэтому прилагаем фото нашего спец-корреспондента со вторым экипажем «АФ Корсе», и это вряд ли омрачит удовольствие от прочтения данного интервью:

- Хорошо, что такое случилось в тестах, а не на гонке! – пояснил Давиде Марки. - Надо во всем находить плюсы.

- Точно! – поддерживает Алессандро Пер Гуиди. – Возгорание не причинило большого вреда, но мы из соображений безопасности решили не продолжать тесты с машиной 51. В принципе, мы достаточно довольны тем, что успели сделать до инцидента. У нас все еще есть, над чем работать. Но мы не так уж много и потеряли на этом возгорании. Так что мы решили больше не выезжать. И я не знаю, что конкретно тестировали в других командах. Они намного быстрее... С новым БоП я ожидал, если честно, что остальные будут намного быстрее. Давайте посмотрим, что будет в Спа. Мы будем делать все, что от нас зависит, чтобы быть как можно ближе к еще одной победе. Но я знаю, что в этом сезоне победить будет сложнее. В прошлом году, я думаю, мы очень хорошо приспособились к шинам. Они у нас работали лучше, чем у других. Ожидаемо, что остальные участники соревнований приняли это к сведенью, сделали выводы, и тоже научились лучше работать с резиной. Так что преимущества по шинам у нас больше не будет. А в БоП у нас никогда никакого преимущества и не было. Так что я думаю, что в этом году будет сложнее, но мы сделаем все, что от нас зависит.

- (Антонина) Все-таки пару вопросов. Как же возгорание все же повлияло на вашу тестовую программу? Вообще никак не повлияло или вторая машина тестирует то, что вы не успели?

- (Алессандро) По идее, мы в нормальных условиях тестируем более-менее по одной программе. Но естественно, сейчас второй машине приходится работать и за нас. Но на первый тестовый день мы и так выполнили почти всю программу. На первый день мы запланировали бо́льшую часть работы. На второй день у нас и не было много запланированно, так, пара небольших проверок. Так что возгорание не было катастрофой. Если честно, если бы у нас все еще оставалось много работы, мы бы чуток рискнули и продолжили бы работу на трассе. Машина то в принципе не пострадала. Но мы предпочли этого не делать из соображений безопасности.

- Не думаете ли Вы, что новые шины лучше подходят среднемоторным машинам, а не заднемоторным?

- (Алессандро) Что ты имеешь в виду?

- Я хочу спросить, нет ли большего износа новых шин на заднемоторных машинах, если сравнивать со среднемоторными?

- (Алессандро) Я не думаю, что это соответствует действительности. Не знаю, что там у Порше, но не думаю, что из-за различного расположения двигателя у нас по-расному изнашиваются шины.

- Так по какой причине у вас новые шины изнашиваются быстрее старых? Давиде Марки сказал мне, что из-за более сильного износа шин Феррари проводит на трассе гораздо меньше кругов по сравнению с конкурентами.

- (Алессандро) Я действительно так не думаю! Я бы ожидал, что в этом году у нас снова не будет проблем с шинами. В прошлом году у нас вообще была самая маленькая деградация шин в течение отрезка. Возможно, это потому, что у нас менее мощный двигатель, и поэтому мы не так уж сильно мучаем шины. Я бы очень хотел более мощный двигатель. Даже, если это более сильно нагрузит резину.

- Я так понимаю, проблема сейчас в БоП. И в том, что этот БоП у вас до Ле-Мана или даже дольше. Автоматический БоП все равно пока будет не в вашу пользу, даже при том, что вы сейчас не будете показывать такие уж хорошие результаты. Или, все же, это вам поможет?

- (Алессандро) Если честно, автоматический БоП не изменится до Сильверстоуна. Но на суперсезон автоматический БоП должен быть слегка изменен. И вот причины: в сезоне два Ле-Мана. Ле-Ман не учитывается при рассчетах автоматического БоП. А если исключить Ле-Маны, сезон выходит очень коротким. И выходит, что мы проводим практически весь сезон с БоП как сейчас!

- Ну да, ваш сезон – семь гонок и два Ле-Мана.

- (Алессандро) Два Ле-Мана! Которые не считаются для БоП! В общем у нас такой БоП точно на Спа, (Ле-Ман не считаем), Сильверстоун, Фудзи. Потом, может, нам что и поправят. И две гонки мы будем с, возможно, чуть лучшим БоПом. А потом у нас снова Ле-Ман! Так что получается, что практически весь сезон с БоП, как сейчас. Возможно, автоматический БоП стоило бы сделать немного менее консервативным. Чтобы меньше гонок учитывалось для рассчетов. Может, даже рассчитывать его менее, чем по двум гонкам, я даже не знаю... Конкретных идей, как это улучшить, у меня нет. Но в таком особенном сезоне оны должны внести изменения в автоматический БоП. Ну хотя бы количество гонок, пока БоП не меняется и по которым он определяется.

- Согласна.

- (Алессандро) Если они ничего в этом «балансе» не поменяют, он просто не будет работать! С двумя Ле-Манами сезон у нас длинный по времени, но короткий по количеству гонок. И повторюсь, не все гонки влияют на автоматический баланс.

- То есть у вас не будет возможности изменить баланс, даже если вы поедете не лучшим образом.

- (Алессандро) Точно! Если ты стартуешь с невыгодной позиции по балансу, шансов выиграть весь сезон просто нет. Потому что реакция автоматического БоП очень медленная.

IMG 1938a

- Можно ли как-то повлиять на администрацию чемпионата, чтобы поменять автоматический БоП?

- (Давиде Марки) Это надо посмотреть, что будет после гонки. Я не думаю, что например в ИМСА есть какая-то машина намного лучше остальных. А в ВЕК мы можем быть просто нигде, если посмотреть результаты после гонки. Возможно, если так и будет, организаторы могут сменить правила изменения БоП.

- (Алессандро) Точно! Определение правил баланса – это совсем не моя работа. Но они должны что-то сделать. Потому что начинается необычный сезон.

- Это точно. Будут двойные очки в двух Ле-Манах, а не в одном, кроме всего прочего. И на Ле-Ман у вас будет не тот БоП, что на весь оставшийся сезон. Может, это будет лучше для Вас? Может, это даст Вам больше шансов победить?

- Да, все верно и про два Ле-Мана, и про БоП. Что касается наших шансов на победу – если посмотреть на прошлый год, Ле-Ман оказалась нашей худшей гонкой (оба). (Алессандро) Если посмотреть на то, где у наших машин преимущество в гонках – мы достаточно быстры в поворотах. И шины у нас в поворотах работают лучше, чем у остальных. Мы такие настройки выбрали. Но на прямых мы всегда о-о-очень медленные. А теперь посмотри на трассу в Ле-Мане – там пять поворотов и остальное –прямые. Это же не трасса, а одни прямые! А теперь подумай – Астон Мартин взял Ле-Ман. Такая по-настоящему древняя машина. Ле-Ман – это скорость на прямых. Да там можно на драгстере победить! Я не думаю, что это нормально. Я думаю, пришло время что-то изменить. Если никаких изменений не будет, то в Ле-Мане мы будем просто статистами. Шансов победить у нас нет. Да даже на Поль-Рикаре на прямых мы были как минимум на 6-7 км/ч медленнее остальных! А в Ле -Мане это будет еще заметнее! На прямых длиннее километра. И что мы можем сделать?! Как мы в поворотах можем наверстать то, что теряем на прямых?

- (Давиде) Ты помнишь, как в прошлом году наша 51 машина два раза обогнала Порше на торможении, мы ныряли в поворот первыми, а на прямых они просто уезжали так, что нас даже в зеркалах не было видно? Невозможно было бороться за позицию с такой скоростью на прямых.

- (Алессандро) Да что тут говорить! Мы были медленнее машин класса АМ! С ними у нас были те же проблемы. Мы не могли с легкостью даже их обгонять! У них не должно было быть столько мощности, но и их мы не обгоняли просто как младший класс под синим флагом. Это всегда были реальные обгоны. С таким БоП... мы были просто на последнем месте. Каждый раз, когда нам приходило время обгонять АМ на круг, у нас были проблемы. Это сложно. Эх, что говорить. В Ле-Мане БоП другой, не как в сезоне, но по-хорошему он должен отличаться еще больше! Не знаю как, но нам нужно больше мощности! Иначе наша скорость на прямых просто несравнимо меньше, чем у других. Балансить – так балансить. Одинаково – так одинаково. Вот что я хочу сказать.

- Можно ли как-то этот неоптимальный баланс изменить настройками аэродинамики? На Ле-Ман у вас же будут какие-то изменения, да и в других гонках могут быть полезны изменения в пользу скорости на прямых...

- (Давиде) Ну в принципе в машине то мы ничего не можем менять! Мы не можем ничего менять для улучшения поведения машины. Мы можем только оптимизировать то, что у нас уже есть. Ведь если мы изменим «перформанс», то о чем тогда БоП? Нас же накажут!

- (Алессандро) Точно!

- Тогда это тупик.

- (Алессандро) В прошлом году мы уже так уменьшили прижим в Ле-Мане, что следующим шагом про уменьшению прижима было бы просто отрезать крыло совсем!

- (Давиде) хах.

- (Алессандро) Да просто уже по-другому никак прижим не уменьшить. У нас уже просто некуда было уменьшать. Отсутствие мощности этим не компенсируется. Тянуть нечем – оно не взлетит. И поделать с этим нечего.

- Простите за вопрос, а Феррари может как-нибудь надавить на чемпионат или на тех, кто определяет БоП?

- (Давиде) Мы бы очень не хотели этого делать! Но мы бы не хотели быть и в этой ситуации. Я не думаю, что нынешний баланс – честный, но это не повод

- (Алессандро) Согласен! Мы что – все должны решать не на трассе?

- А ехать на такой новой, быстрой, дорогой и продвинутой машине так, как у вас сейчас – это решение?

- (Давиде) Это не нас надо спрашивать! Это вопрос к организаторам!

-(Алессандро) Уж не ко мне точно!

- Ну скажем так, вы видите, что организаторы не благосклонны к Феррари.

- (Давиде) Но мы все равно будем бороться за победы, потому что мы – Феррари!

- (Алессандро) Но наша машина хорошая! Шасси что надо! Мы не можем сказать, что машина плохая! Но в особых гонках, как Ле-Ман, например, шансов у нас просто нет! На такой конфигурации трассы.

- Подытожим. У вас в сезоне есть две или даже четыре гонки, это как посчитать, где у вас шансов на победу нет.

- (Алессандро) Это то, что мы уже знаем, до того, как сезон начался. Но это не то, на что мы можем как-то повлиять! Мы только можем оптимизировать все остальное, на что мы можем повлиять; работать как можно лучше, набирать очки в каждой гонке и ждать, что может нам баланс поменяют. А балансом мы не управляем.

- Все говорят про баланс, и никто о мастерстве гонщика! А как показать мастерство, если тебя задушили?

- (Алессандро) Вот это правильный вопрос! Я не могу показать, на что способен! И для нас это тоже очень неприятное ощущение. Я думаю, любой в такой ситуации будет расстроен.

- (Давиде) На это жалуются не только в Феррари! И БМВ, и Астон...

- (Алессандро) И очень жаль, что такое положение вещей на сегодня. Потому что мы начинаем терять одно из самых привлекательных преимуществ автоспорта. Возможно, самое главное в автоспорте – борьбу и соревнование на трассе. Мы тут уже полчаса говорим о БоП, да и в общем БоП сейчас привлекает больше внимания, чем то, что мы делаем на трассе. Это очень жаль.

- Это уже не первый год, и я не знаю, почему фокус сместился с трассы в кабинет. Ладно, в ГТ3 я могу понять смысл БоП.

- (Алессандро) Там много клиентских машин. Там БоП оправдан. А тут должна быть борьба между производителями. И она, с моей точки зрения, должна быть более честной.

- И тут у вас уже очень дорогая машина. А показать на ней ничего нельзя. Так зачем тогда вообще тут соревноваться?

- (Алессандро) Ха, а это хороший вопрос! Ну, правда, это, правда, не ко мне.

- Это вопрос к вам двоим!

- (Давиде) Я с тобой не согласен! Мы то в этой ситуации можем только жаловаться, но недовольны не только мы! И жаловаться – это не то, для чего мы пришли в чемпионат! Мы были бы счастливы соревноваться на трассах, мы для этого тут! Но правила устанавливаем не мы. А на сегодня – такие правила.

- (Алессандро) В конце концов, мы все же победили в прошлом году! Я думаю, мы очень хорошо поработали. Потому что, хотя, похоже, у нас и не было самой быстрой машины, мы смогли это сделать...

- Гонки на выносливость – все же не только о скорости. Это о надежности. У вас была надежная машина, надежная команда, почти без технических проблем...

- (Алессандро) Да. Именно так. Это и было главным в прошлом году, что помогло нам победить.

- Это одно из главных качеств, необходимое для любых гонок на выносливость. Даже если у вас не лучший БоП, говоря даже конкретно о вас, а не в общем, он может и не помешать победить, потому что надежность остается и остается уровень гонщиков.

- (Алессандро) Вообще-то, так и есть. Если посмотреть на систему определения автоманического баланса производительности, она основана на среднем времени круга. Но среднее время круга, в общем-то, сильно зависит от гонщика. Так что вопрос – зачем вам нанимать хорошего гонщика, если можно нанять медленного и ничего не потерять на БоП? Для нас это не лучшее положение вещей. Если честно, в чемпионате мира WEC уровень гонщиков в любом случае очень высок. Но подумай – у меня в машине может ехать джентельмен, и возможно после одного сезона его темп, время на круге, будет таким же, как и у остальных, хороших гонщиков. Это не очень-то честно, да и так, в принципе и не бывает. Но кто сказал, что с таким принципом определения баланса так быть не может? Так что не хочу больше об этом, давай посмотрим, будет ли так или разум восторжествует!

IMG 1962b800

- Поживем - увидим!

- (Давиде) Автоматический БоП – это улучшение старой системы определения баланса. Если ты помнишь, по старому балансу у нас были изменения десять раз за девять гонок.

- (оба) И это было просто безобразием и катастрофой.

- (Давиде) Но, я думаю, мы должны работать вместе, все производители, руководство чемпионата, чтобы постараться найти другой способ, чтобы сделать шансы на победу равными для всех.

- (Алессандро) Скажем, можно сравнить, как определенные две машины ехали на протяжении десяти кругов, и уравнять их производительность так, чтобы они показывали одинаковое время. Но сама информация о том, что одна машина быстрее в поворотах, а другая на прямых, должна тоже что-то добавлять к пониманию. А теперь , скажем, обе машины в реальной гонке попадают в траффик и надо оценить технические возможности обгона. Ведь может оказаться так, что преимущества в гонке не будут соответствовать тому времени круга, по которому машины уравнивают. Я думаю, для баланса надо также рассматривать и максимальную скорость, и скорость в поворотах, потому что, скажем, разница в скорости на прямых очень влияет на результат, да и вообще машины не одинаковые изначально, что надо учитывать.

- Да, система очень странная. К тому же, машины балансируются по прошлым трассам, по условиям, в которых они не будут на следующей трассе, а возможно, и никогда не будут. Ну ладно, в суперсезоне вы дважды будете в Спа и Ле-Мане. Но по определению, вы ни разу не сможете поехать даже на той же трассе с тем же балансом.

- (Алессандро) Я знаю, что уравнять машины это очень тяжело. Заниматься БоП это вообще сложно. Но это же слишком большая часть всего процесса уже. Все думают о БоП слишком много. Гонки это уже не то, как машина ведет себя на трассе. Не то, как гонщик ведет машину. Гонки – это БоП?! И это, я думаю, не то, что нужно для спорта.

- Согласна!

- (Давиде) Да и болельшики не могут понять, что это за зверь, БоП. Это только все осложняет. Смотри – легко смотреть Формулу-1, потому что быстрейшая машина побеждает. А если применить БоП, так не будет. Если применять БоП, не обязательно победит быстрейший. Я думаю, у нашего чемпионата есть огромная аудитория. Гонки на выносливость – это фантастически привлекательный спорт. Длинные гонки вообще захватывают. Но если все усложнить БоПом, люди могут просто не понять, кто на ком стоял.

- (Алессандро) А так и происходит.

- (Давиде) И это только то, что я хочу сказать. Но решения проблемы я предложить не могу.

- А давайте вспомним 2016. Про вас не будем, про Форд будем. Когда БоП поменяли до Ле-Мана, во время Ле-Мана, после Ле-Мана, в американских гонках, а Форды все равно были быстрейшими. И они сказали – мы любим БоП, потому что мы побеждаем.

- (Давиде) 2016 был годом БоП. Его меняли во всех чемпионатах чуть ли не каждую неделю. У нас его 10 раз сменили.

- (Алессандро) Да ну, этот мухлеж, я умоляю. Это ж катастрофа. Безобразие.

- Ну вот такой спорт.

- (Алессандро) Это не спорт. Но давай так – мы идем в гонку и знаем, что мы слишком медленные, чтобы победить в Ле-Мане. Это к примеру. Это не реальные события. Но это не укладывается у меня в голове. Я в каждую гонку иду, чтобы постараться победить. Я не думаю о том, почему я в ней не смогу победить. Я не думаю, что проеду в гонке медленно.

- (Давиде) Это не в природе гонщика, не в его ДНК.

- (Алессандро) Это не в моей природе. И не в природе Феррари. Феррари участвуют в гонках, чтобы побеждать, а не чтобы быть статистами.

- Ну с БоП проблемы не только в чемпионате мира, но и в чемпионате Рателя.

- (Давиде) БоП это всегда сложности.

- Вот возьмем историю с Мерседесом...

- (Алессандро) ОК, БоП это всегда непросто, но для ГТ3 он необходим. Это же клиентские машины, машины очень разные, и их не строят для гонок. Ну по идее не должны строить. А в этом чемпионате у производителей есть возможность построить машину именно для гонок. Для этих гонок. Вот, к примеру, среднемоторный Порш. Про Форд все знают, так что о нем не будем. Ну и зачем нам нужен БоП? У всех есть возможность построить то, что они хотят. И все это делают. Так зачем нам нужен такой же сильный баланс, как в Бланпэне? В Бланпэне машины по идее ближе к дорожным, там это необходимо. А тут – не нужно такого.

- (Давиде) И вот такое происходит в начале каждого сезона. Все бурлит вокруг БоП.

- И большинство балансом недовольны

- (Давиде) Как сказать. Я очень жду начала сезона. Даже при том, что у нас будет плохой БоП, я с нетерпением жду первой гонки. Надоело уже говорить про этот лимон ))

- (Алессандро) В конце концов, скорость на одном круге – это не все. Ты не побеждаешь после квалификации. Ты должен быть надежным, не ломаться, быть сильным, и стабильным. У нас это все есть. У нас есть и больше, и мы можем бороться за самые высокие места. В нормальной гонке.

- (Давиде) Если честно, на Ле-Ман будет очень тяжелым.

- Ле-Ман – это лотерея. Процитирую одного гонщика: «Я купил билет, и не расстраиваюсь, если не выиграл миллион».

- (Алессандро) С лотереей соглашусь, но тут еще момент. Мы не можем использовать одно из наших преимуществ в Ле-Мане потому что это не типичная трасса. И на сегодня я вижу в этом дополнительную сложность для нас. Именно в этой конкретной гонке. В остальных гонках сезона мы можем использовать наше преимущество. Нашу скорость в гонке. Идеальную работу команды. Великолепные пит-стопы. Да все!

- Мне тоже надоело про баланс. Давайте про Пролог. В прошлом году он был в Монце, в этом снова в Поль-Рикаре. Какое место более подходит для предсезонных тестов? Какое более полезно с точки зрения сбора данных на сезон?

- (Алессандро) Обе трассы очень хорошие. А для сезона... Ну я даже не знаю, обе трассы дают немало данных для анализа. В прошлом году в Монце было очень даже приятно, потому что народу много пришло, Монца ближе к городу. А тут далековато от всего. Так что со зрителями не особо. Возможно, с этой точки зрения Монца была и лучше. А тут все как то далеко от цивилизации.

- Но за весь сезон вы ни одной гонки не проведете в Поль-Рикаре.

- (Алессандро) Ты так говоришь, как будто мы в Монце гонку ехали в прошлом году, или поедем в этом. Если честно, я думаю, что Монца более полезна для развития машины, к примеру, для Ле-Мана. Из за прямых. В Поль Рикаре все немного сложнее с этой точки зрения. Эта трасса более требовательна к шинам. Тут тоже много прямых. Но тут и много быстрых поворотов, длинных поворотов, и тут сложно что-то тестировать к Ле-Ману. В Монце с этим было бы проще. Но в любом случае, ни сюда, ни в Монцу по ходу сезона мы не вернемся. А с точки зрения погоды, куда бы мы могли поехать в это время года? В Сильверстоун? – не смешите! В Спа? Сейчас там то же самое, что и в Сильверстоуне. Ну может там и повезет с погодой. Но в это время года тяжело где-то надеяться на хорошую погоду. Так что я могу понять, почему сезон начинается в Поль-Рикаре. На юге Европы в это время уже обычно хорошая погода. И это позволяет провести важные тесты.

- А насколько вам была важна эта симуляция на 30 часов? Ну, конкретно Вам это не так важно оказалось, потому что у Вас было возгорание.

- (Алессандро) Мы все равно не планировали тестировать что-то ночью. Для машины это уже третий сезон, надежностью мы довольны, так что мы планировали что-то только на дневное время. Это не из-за наших инцидентов. Ночью тут ехать нам смысла никакого не было. Да мы и не планировали ничего проверять тут ночью, эволюция трассы тут ничего нам не добавит в понимании.

- Я понимаю, что тут нечего вам было проверять ночью. Не хотелось Вас расстраивать, но видно, как Вы разочарованы скоростью машины. Все хотят побеждать на трассе... Не в офисе.

- (Алессандро) Я не то чтобы разочарован, но мой офис за рулем. А сейчас я говорил о том, что не моя работа, в общем-то. Пусть БоПом занимаютсы специалисты, а я буду показывать все, на что способен, на трассе. Я же не могу ехать хуже, чем я способен! Поэтому придется оптимизировать все, что можно. И с инженерами, и с командой. Ведь машина то у нас хорошая. Посмотрим, чего мы с ней добьемся.

- Где Вы еще поедете в этом году?

- (Алессандро) В ГТ Опен. Я поеду в Эшториле с АФ Корсе, с Лукасом Ди Грасси. Некоторые гонки в ГТ Опен я не поеду, потому что они совпадают с МЧМ. Но я сделаю все возможное, чтобы помочь команде победить по итогам сезона.