Летопись автоспорта

11 (23) октября 1898

Первая документально подтвержденная «гонка моторов» в России. День рождения отечественного автоспорта.

Первая «гонка моторов» или самодвижущихся экипажей прошла 11 октября 1898 года. По новому стилю это будет 23 октября:

При переходе от григорианского календаря к юлианскому число календарной даты необходимо уменьшать соответственно:
с 15 октября 1582 года по 11 марта 1700 года - на 10,
с 12 марта 1700 года по 12 марта 1800 года - на 11,
с 13 марта 1800 года по 13 марта 1900 года - на 12,
с 14 марта 1900 года по 14 марта 2100 года - на 13.

Организаторами заезда стали редакция журнала « Самокат» и «Общество велосипедной езды».

Трасса располагалась в окрестностях Петербурга, на Волхонском шоссе. В заявочном листе, как называли бы мы его сегодня, значилось сразу 14 фамилий, но половина водителей на соревнование не прибыли из-за морозной погоды.

Стартуя поочередно, участники должны были преодолеть дистанцию как можно быстрее. При этом почти не ограничивались какие-то технические характеристики. Поэтому на старт первой гонки вышли трициклы и всего один автомобиль – «Бенц Вело» с 1-цилиндровым мотором объемом 2,1 л и мощностью 6,5 л.с. Остальные участники в большинстве отдали предпочтение трехколесным транспортным средствам марки «Клеман» с одноцилиндровыми 250-кубовыми двигателями «Де Дион-Бутон» мощностью всего 1,75 л.с. Считается, что директор петербургского магазина «Клеман-Гладиатор-Фебюс» француз Луи Мази уже в то время отчетливо осознавал рекламную выгоду от возможной победы в соревнованиях.

И, как оказалось, был отчасти прав. Легкие трициклы на трудной, заснеженной дороге были быстрее тяжелого автомобиля, которому не помогло даже четырехкратное превосходство в мощности.

Протяженность дистанции составляла 39 верст (41,6 км). В бой первые гонщики уходили раздельно, с двухминутными интервалами. Сохранились имена участников судейской коллегии: В.В.Клименко, Д.С.Малявко и Гельмерсен.

Первая же гонка – и первая авария. Трицикл Ф.фон Лоде не разъехался со встречными санями и выбыл из борьбы. Менее драматично сошел с дистанции Мази.

А победителем первой автомобильной гонки в России стал Павел Николаевич Беляев. На своем трицикле он преодолел дистанцию за 1 час 33 минуты. Средняя скорость по заснеженной дороге с существенными подъемами и спусками составила 26,14 км/ч.