Летопись автоспорта

19 августа

brun_porsche_noris89

«Автоспорт», Индианаполис, Донохью

brun_porsche_noris89

1909. Первая автомобильная гонка на трассе в Индианаполисе. Первоначально покрытие было грунтовым, что привело к нескольким фатальным авариям – машины были ненадежны, а быстро образовывающиеся колеи существенно повышали риск аварии. В первом же заезде у машины Вильфрида Бурка и Гарри Хэлкомба сломался задний мост, и автомобиль перевернулся. Экипаж погиб. На третий день гонок пострадали зрители. На машине Чарли Мерца взорвалась шина, и неуправляемый болид снес несколько столбов, прилетев на трибуну. Под обломками погибли двое зрителей и механик Клод Келлум. Через несколько кругов автомобиль Брюса Кина наехал на выбоину и улетел в опору моста. Чиновникам из Американской автомобильной ассоциации надоели эти опасные игры, и все последующие соревнования на трассе были запрещены до тех пор, пока владельцы автодрома не удосужатся сделать более приемлемое дорожное покрытие.

Карл Грэм Фишер, строивший «Индианаполис» под впечатлением от виражей Бруклендса, быстро нашел выход. В те времена асфальтированных дорог было совсем мало, и у специалистов просто не было достаточно данных о том, какой лучше материал использовать для мощения трассы. На укладку ушло 3,2 миллиона кирпичей. На данный момент в напоминание об этом остался лишь один кирпичный ярд (0,91 метра), свободный от асфальта. Отсюда и название Brickyard. Уже в декабре 1909 оригинальное покрытие опробовали мотоциклисты. Автомобили вернулись в Индианаполис только в 1910 году.

1916. День рождения Роджера Деннистауна «Денниса» Пура. Семья будущего фаната автоспорта принадлежала шотландской аристократии, владела компанией по производству широко востребованных корабельных винтов из сплава бронзы и марганца. У Пура было достаточно средств, чтобы не заботиться о хлебе насущном.

До Второй Мировой Деннис успел немного поучаствовать в гонках. На войне проявил героизм и стал командиром звена. После возвращения к мирной жизни вплотную занялся автоспортом, учредив команду «РД Пур Мотор Рейсинг» и выкупив старую машину «Альфа Ромео» Типо 8Ц Тацио Нуволари.

pooreracecar

В 1950 году Деннис выиграл Британский чемпионат по горным гонкам. На Гран-при Великобритании 1952 года Пур занял четвертое место, выступая за команду «Коннот». Затем гонщик переключился на спортивные машины, защищая цвета коллектива «Астон Мартин». В отличие от Роба Уокера, наследник империи не стал бросать деловую карьеру и к шестидесятым годам полностью погрузился в мир тяжелой промышленности.

Для большинства любителей автоспорта Пур в свое время сделал великолепный подарок. Именно он в 1950 году внес основную лепту в создание журнала «Автоспорт», который очень быстро стал одним из ведущих изданий, посвященных гонкам и ралли.

oscar_larrauri1954. День рождения Оскара Ларрари, аргентинского гонщика. В 1982 он стал чемпионом Европейской Ф3 и перешел в Ф2 в команду Джанкарло Минарди. В это же время началось сотрудничество с Вальтером Брюном, с которым Оскар выступал в гонках спортивных машин. С тем же Брюном Ларрари перешел в Ф1, но в 1989 году мир гран-при уже был замкнут на себя, и новичкам там везло все реже. Дружина «ЕвроБрюн» с трудом пробивалась через сито квалификаций и никаких существенных успехов не добилась. Апогеем карьеры стал 1986 год. Оскар смог выиграть этап чемпионата мира по марафонским гонкам в Хересе, а в Ле-Мане экипаж «Брюна» финишировал вторым.

donohue1975. Ушел из жизни Марк Донохью. Один из лучших гонщиков Роджера Пенске, принесший ему победы в Кан-Аме на «Порше» и в «Индии-500» на «МакЛарене». В Формуле-1 уже немолодой Донохью также выступал за коллектив «Седого Роджера». Начало рокового сезона было скомкано из-за проблем с шасси собственной конструкции. К середине чемпионата Роджер переключился на автомобили «Марч» 751. На одной из таких машин лопнула шина во время тренировки перед Гран-при Австрии. Марк после аварии поначалу не почувствовал какого-либо недомогания. Лишь разболелась голова. На следующий день больоказалась нестерпимой, спортсмена отправли в больницу, но ничего исправть не удалось. Марк впал в кому и больше не приходил в сознание. Травмы мозга оказались слишком серьезными. Именно Донохью принадлежит знаменитая фраза, которую часто используют в предисловиях к работам по теории качения колеса: «Четыре пятна контакта ваших шин – все, что отделяет вас от встречи с апостолом Петром».