Летопись автоспорта

17 августа

tyrrell001Братья из Аргентины, чемпионат Франции на Нюрбургринге и первый гоночный автомобиль дядюшки Кена

1913. День рождения Оскара Альфредо Гальвеса, аргентинского автогонщика, сына испанских эмигрантов. Оскар принял участие лишь в одной гонке личного чемпионата мира, но популярность на родине за счет выступлений в национальном первенстве «Туризмо Карратера» была такой высокой, что автодром в Буэнос-Айресе назвали в честь Гальвеса и его младшего брата Хуана (пятого в большой семье).

С 10 лет Оскар «Тито» Гальвес работал в семейной мастерской. Вместе с Хуаном они начал копить на собственный автомобиль и в 1934 году смогли заполучить вожделенный «Форд» Т. Технику пришлось хранить в секретном месте, в тайне от отца, который дорогостоящее увлечение детей не одобрял.

В 1937 году Оскар и Хуан подготовили свою первую машину для участия в гонках. Это был старый «Форд» 35, на котором «Тито» показал шестое время на первом этапе пробега Буэнос-Айрес – Санта-Фе. К сожалению, на втором отрезке при неудачном маневре автомобиль опрокинулся, и Гальвес не смог продолжить движение. 5 августа того же года гонщик дебютировал в первенстве «Туризмо Карратера» (Шоссейно-кольцевой чемпионат, гонки которого долгое время проводились на закрытых для движения участках дорог), где в последствии и заработал себе имя.

В национальном чемпионате Оскар, сохранивший верность марке «Форд», выступил в 169 гонках, 43 из которых выиграл, завоевал пять титулов. Всего за карьеру Гальвес принял участие в 309 гонках, выиграл 90 в Аргентине и 6 за рубежом. Получивший прозвище «Агвилухо» («орел») спортсмен стал первым аргентинским гонщиком, победившим в крупном соревновании с участием сильных представителей зарубежных автомобильных федераций. Достижение пришлось на Третий Гран-при Эвы Дуарте де Перрон, проводившийся в Палермо (Буэнос-Айрес). Оскар управлял гоночным автомобилем «Альфа Ромео» 308.

Посвятившие свою жизнь чемпионату «Туризмо Карратера» Оскар и Хуан Гальвесы в Аргентине ничуть не уступают в популярности Хуану-Мануэлю Фанхио. Не случайно то, что автодром в столице страны назван именно в честь братьев.

1945. День рождения Пита Брока. В 19 лет Пит поступил на работу конструктором на «Дженерал Моторс». Работал вместе с Ларри Шинодой над купе «Шевроле Стингрей», сотрудничал с Кэрроллом Шелби, разработал «Шелби Кобра Дайтона Купе». Успел приложить руку к созданию первого автомобиля марки «Де Томазо», проектировал автомобиль «Триумф» ТР250К.

Организация «Брок Рейсинг Энтерпрайз» («БРЭ») готовила к соревнованиям небольшие японские купе «Хино», на которых сам Пит успешно выступал в гонках. После нескольких побед Брок заключил контракт с фирмой «Тойота» на выступления в американском шоссейно-кольцевом чемпионате. Развить дело не удалось, так как сделку вскоре расторгли – японцы решили перейти к Шелби. А сам Брок начал готовить к гонкам машины марки «Датсан».

1947. Первая послевоенная гонка на Нюрбургринге. На старт вышли мотоциклисты. Опередить их могли автогонщики, но в ход истории вмешалась политика. На 27 июля 1947 года Автомобильным клубом Эльзаса был запланирован Кубок Рейна для машин класса Гран-при, который входил в зачет Чемпионата Франции – трасса оказалась на территории, подконтрольной этой стране. Губернатор Эттье де Буаламбер сначала разрешил провести заезд на Южной петле. Однако в последний момент, прочитав заметку о провале французских гонщиков на гонке в Реймсе, чиновник круто изменил свое решение – нечего спортсменам из победившей в войне страны позориться на оккупированной земле.

1947RhenaniGP

1952. День рождения трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике.

1952. Гран-при Голландии (Зандфорт) впервые удостоился чести стать этапом личного чемпионата мира. Только вот беда, к «Формуле-1» это никак не относится, так как в тот год гонщики выступали на машинах класса «Формула-2». Заезд на скоростной (а в то время других, похоже никто и не строил) трассе выдался напряженным лишь в самом начале, когда представители «Феррари» Джузеппе Фарина и Джиджи Вилорези разбирались с Майком Хоторном, выступавшим на «Купере». Вскоре две итальянские машины выбрались на второе и третье места, а лидировал в заезде от старта и до финиша успевший уже стать чемпионом того года Альберто Аскари на таком же автомобиле «Феррари».

1970. Кен Тиррелл продемонстрировал первую самостоятельную разработку его команды, гоночный автомобиль модели 001. Хозяин команды не был доволен характеристикам шасси «Марч» (конторы Макса Мосли), которые ему пришлось использовать после демарша со стороны «Матры», и попросил Дерека Гарднера разработать свою собственную модель. Автомобиль был построен в гараже Гарднера на деньги Тиррелла и впервые вышел на старт на Оултон-Парке. В том же году машина приняла участие в Гран-при Канады (20 сентября). В межсезонье конструкцию усовершенствовали, и на модели 003 Джеки Стюарт и Франсуа Север добыли семь побед в личном чемпионате мира в сезоне-1971, принеся команде «Тиррелл» первое место в кубке конструкторов.

tyrrell001

Фото: progcovers.com, ultimatecarpage.com