Летопись автоспорта

16 августа

76AustrianGP_PenskeРазвитие личного чемпионата мира («Формулы-1») на примере Гран-при Австрии с 1970 по 1987.

76AustrianGP_Penske

1970. Личный чемпионат мира возвращается в Цельтвег и наглядно демонстрирует отличие от нынешней «Формулы-1». Новая трасса, серой лентой извивалась по живописнейшим холмам, но некоторые сильнейшие гонщики не смогли приехать на гонку. Можно ли себе представить такой вариант сейчас?

Караван участников возглавил местный герой Йохен Риндт, дебютировавший в чемпионате мира в Цельтвеге в 1964 году. Грэм Хилл не поехал в Австрию, так как «Лотус» 49 команды Роба Уокера окончательно устарел и не выдерживал конкуренции. У коллектива, за который выступал Ронни Петерсон, попросту закончились моторы. Брайан Редман предпочел выступить в гонке спортивных машин, и Френку Уильямсу пришлось сажать в свою машину Тима Шенкена.

Зато Скудерия выставила аж три машины – мечта Монтедземоло. К Жаки Иксу и Клею Регаццони добавили Игнацио Джунти, гонщика из спортивной программы «Феррари», в тот год добившегося успеха в «12 часах Себринга», на «Тарге Флорио» и занявшего четвертое место в Гран-при Бельгии.

К огромному разочарованию армии болельщиков, Риндт выбыл из гонки в самом начале из-за отказавшего мотора. Регаццони и Икс разыграли победу. Рольф Штоммелен держался позади лидеров, которые один за другим сходили, и выбрался на третье место.

К сожалению, без звука:

  

1974. День рождения Элтона Джулиана. Будущий гонщик родился на Канарских островах, вырос в Эквадоре, сейчас живет в США. В молодежных чемпионатах он не добился серьезных успехов, но смог подписать контракт гонщика-испытателя с командой Ф1 Жерара Ляррусса. На тестах спортсмен умудрился опередить основного участника команды Эрика Кома. Если бы коллектив не ушел из «Формулы-1», то в 1995 году Элтон мог бы дебютировать в чемпионате мира. Зато в гонках спортивных машин Джулиан быстро вырвался на лидирующие позиции, финишировав вторым в «24 часах Дайтоны» и установив рекорд круга в Себринге на прототипе «Феррари» Ф333СП. С 1999 по 2005 год спортсмен вовсе не выступал в гонках, но затем решил вернуться в автоспорт и в Ле-Мане финишировал седьмым (лучшим из новичков). После нескольких лет единичных стартов в АЛМС Джулиан наконец нашел свою нишу, перейдя в полупрофессиональный класс «Формула Ле-Ман».

1981. Гран-при Австрии. Год рождения нынешней «Формулы-1». Набирающая обороты команда «Рено» заняла первый ряд. Рене Арну и Ален Прост опередили Жиля Вильнева. «Маленький принц» в очередной раз блестяще стартовал и быстро вырвался на первое место. К сожалению, вскоре он переусердствовал со скоростью и выпустил многих конкурентов вперед. Дуэт «Рено» поначалу оторвался от преследователей, но вскоре французская надежность снова напомнила о себе – на сей раз Прост сошел из-за поломи подвески. Арну сбросил темп, и Жак Лаффит («Лижье») сначала подобрался к лидеру, хорошенько подогрел его и затем, воспользовавшись обгоном кругового, прошел соотечественника.

1987. Только что перестроенный (скорее, заново построенный) чешский автодром в Брно принял этап Чемпионата мира в классе легковых автомобилей, просуществовавшего всего год. Марка «Форд» добилась поразительного результата. Гонщики на машинах «Сьерра» заняли четыре первых места.

1987. Гран-при Австрии. Гонщики и организаторы чемпионата мира выражают опасения по поводу безопасности трассы. В начале гонки «Цакшпид» Мартина Брандла вылетел с трассы, ударился о барьер и вернулся на траекторию. От неуправляемого снаряда не смогли увернуться Рене Арну («Лижье»), Адриан Кампос («Минарди»). Дирекция гонки решила остановить заезд и затем дать рестарт. Лучше бы они этого не делали.

Найджелл Мэнселл чуть было не заглох на первых метрах, вызвав цепную реакцию. Герхард Бергер замедлился, Эдди Чивер остановился, и в него врезался Рикардо Патрезе. Эдди досталось и от Стефана Йоханссена, а самому шведу – от Мартина Брандла. В завале поучаствовали Алекс Каффи, Иван Капели, Филипп Аллио, Кристиан Даннер, Филипп Штрейфф.

На третьем рестарте сразу шесть машин уходило в бой с зоны обслуживания. На решетке заглох автомобиль Айртона Сенны, но гонщики были осторожны и избежали аварии. Гонку возглавили Мэнселл, Пике и Фаби, а внимание зрителей было приковано к Просту, Сенне и Альборетто, пробивавшимся с последних мест после неудачного старта.

К началу восьмидесятых в «Формуле-1» уже невозможно было заявить команду на один этап, в чемпионате мира не осталось места «джентльменам» типа Роба Уокера и незапрограммированной неожиданности. Весь сезон превратился в сериал, первенство стало серией гонок, замкнутой на себя.