Летопись автоспорта

14 августа

61-Ferrari250GTBerlinettaУниальный джентльмен Роб Уокер.

61-Ferrari250GTBerlinetta

{jcomments on}1914. День рождения Роба Уокера, самого успешного владельца частной команды в личном чемпионате мира, никогда не строившего собственных машин. Наследник империи Джонни Уокера мог себе позволить не работать, в графе «занятость» писать: «Джентльмен», а в качестве хобби выбрать автоспорт.

В пору обучения в институте Роб не проявил особых склонностей к наукам, зато рьяно увлекался спортом. Гонки он впервые увидел в 1924 году на Гран-при Булони. Интересно, что тот заезд выиграл гонщик, чья жена сидела на трибуне рядом с юным Уокером.

После выходок за штурвалом биплана будущего владельца команды пожизненно лишили прав на управление самолетом. Через некоторое время Роб умудрился перевернуть его автомобиль «Делайе», когда на спор разогнался до 60 км/ч задним ходом.

Свои навыки вождения Уокер смог продемонстрировать и на гоночной трассе, выступая в Бруклендсе на «Ли-Фрэнсисе, а в Ле-Мане (1939) на «Делайе». Держался спортсмен непринужденно, улучив возможность отправиться после своей смены поужинать в полном вечернем облачении настоящего джентльмена, а перед утренней вахтой успел проведать Принца Уэльского. В этот момент напарник Йен Коннелл так обжег ступни об раскалившиеся педали, что не смог продолжить гонку, и Робу пришлось докатывать остаток марафона, обвязав ботинки толстой веревкой. К финишу экипаж пришел восьмым.

На войну Уокер отправился обычным солдатом. Был зачислен в пилоты. Спустя некоторое время был отстранен от полетов из-за обнаружившихся проблем со зрением в ночное время суток.

Перед самым началом войны Роб успел жениться и клятвенно пообещал супруге, что завяжет с кольцевыми гонками. После возвращения с фронта Уокер продолжил выходить на старт горных гонок.

Тогда же он учредил компанию «Пиппбрук Гараж» в Доркинге, чтобы готовить технику для него самого и для таких знаменитых гонщиков, как Петер Коллинз, Рой Сальвадори, Джек Брэбэм.

Когда Сальвадори впервые опробовал машину «Купер-Клаймакс», подготовленную по требованиям Формулы-2, он тут же понял, что сможет посоперничать со спортсменами, выступающими на машинах старшего класса, на медленных трассах. Уокер поддержал идею и заявил на старт Гран-при Монако Джека Брэбэма, который в итоге финишировал шестым.

Самая успешная эра для команды Роба Уокера приходится на период сотрудничества со Стирлнгом Моссом, с которым не было заключено ни одного письменного контракта – все решалось обычным рукопожатием. Английские машины в национальных шотландских цветах (белые полоски на синем фоне) постоянно добивались успеха в заездах ГТ, гонках машин Формулы-2 и Формулы-1.

На счету коллектива немало значимых достижений. На Гран-при Аргентины в 1958 Мосс принес первую в личном чемпионате мира («Формула-1» в нынешнем смысле) победу заднемоторному автомобилю. Тогда гонщик выступал на «Купере-Клаймакс» - прообразе всех нынешних машин подобного класса.

В 1961 году на гонках в Оултон-парке Мосс добыл первую победу для полноприводной машины класса «Формула-1». Тогда спортсмен выступал на автомобиле «Фергюсон» П99.

Мосс принес Уокеру еще несколько побед на этапах личного первенства мира: Португалия и Италия в 1959 году («Купер-Клаймакс»), Монако и США в 1960 году («Лотус-Клаймакс»), Монако и Германия в 1961 году («Лотус-Клаймакс»).

Еще один знаменитый гонщик Морис Тринтиньян, защищавший цвета шотландской команды, выиграл в Монако в 1958 году, в Аргентине в 1960 году и во Франции в 1962 году.

После аварии, в которую попал Мосс в 1962 году в Гудвуде, Уокер продолжил заявлять свои машины («Лотусы», «Куперы», «Брэбэмы») на старт этапов личного чемпионата мира. За коллектив выступали такие известные гонщики, как Йохен Риндт, Йо Зифферт и Грэм Хилл.

К сожалению, не обошлось без фатальных инцидентов. За рулем «Лотусов» команды Уокера погибли Риккардо Родригес и Гэри Хоккинг. Еще один «Лотус» модели 49 загорелся прямо в гараже команды, и пожар полностью уничтожил базу, располагавшуюся в Доркинге.

В середине шестидесятых Уокер, роясь в своих карманах, уже начинал ощупывать их дно. Пришло время вступать в сотрудничество с другими отчаянными любителями автоспорта. Сначала на помощь пришел биржевой маклер Джек Дюрлахер, а потом удалось заключить контракт с маркой «Брук-Бонд». В начале семидесятых Уокер объединил усилия с командой Джона Сертиза, а в 1974 году спонсировал коллектив «Ярдли-МакЛарен» и сотрудничал со многими командами средней руки. В 1975 году на пару с дельцом Гарри Стиллером Уокер выставил машину для Алана Джоунса, будущего чемпиона мира.

За время, проведенное в мире гонок, Уокер стал узнаваемой фигурой, постоянно маячившей у трассы. Его манера одеваться, будто безупречные костюмы ему готовит сам Дживз, и способность управляться с тремя секундомерами одновременно никого не оставляли равнодушным.