Летопись автоспорта

12 августа

winkelhockМанфред Винкельхок. Человек, который требовал от машин больше, чем они могли вынести.

{jcomments on}1933. День рождения гонщика Руфуса Парнелл «Парнелли» Джоунса, преуспевшего во многих дисциплинах заокеанского автоспорта. Первый громкий успех датирован 1961 годом. Тогда спортсмен смог выиграть квалификацию перед «Инди 500», показав рекордную среднюю скорость 242 км/ч.

В 1963 году Джоунс выиграл «Инди», несмотря на то что на его машине «Уотсон-Оффенхаузер» треснул бак с маслом, из-за чего гонщику должны были показать черный флаг. Владелец команды Парнелли убедил судей, что неисправность не представляет угрозы для преследователей. После финиша представители «Лотуса» и «Форда» (в дебютной попытке Джим Кларк был близок к победе) результат оспаривать не стали.

В 1967 году Парнелли чуть было не принес сенсационную победу машине «Эс-Ти-Пи Пакстон Турбокар» (STP-Paxton Turbocar) с газотурбинным двигателем, располагавшимся по левую сторону от водителя. Всего за три круга до финиша развалился один из подшипников турбины.

После завершения карьеры гонщика Джоунс организовал собственную команду, которая с большим успехом выступала в Северной Америке, несколько лет принимала участие в чемпионате мира.  

1985. Моспорт. Фатальная авария Манфреда Винкельхока, одного из самых любимых в Германии гонщиков.

В любом соревновании (метание дротиков или этап любительского ралли) Манфред стремился к победе. Об этом вспоминает Норберт Хауг, бывший редактор журнала ауто-мотор-унд-шпорт. Вместе с Винкельхоком, который был закадычным приятелем Хауга, они устраивали самые разнообразные дуэли.

А спортивная карьера гонщика началась с нескольких гонок на седане «НСУ» РО80 и победы в кубке «Фольксваген Широко» (VW Scirocco) в 1976 году. Этот успех открыл двери в большой спорт.

Вместе с Эдди Чивером и Марком Зурером Манфред участвовал в «молодежной» команде «БМВ». В 1977 году перспективные гонщики участвовали в чемпионатах Формулы-2 и ДРМ. Уже на первых же зимних сборах вместе с опытными заводскими спортсменами Ронни Петерсоном и Хансом Штуком Винкельхок устроил лыжные гонки, в которых финишировал только вторым. Позднее Зурер стал его хорошим другом – однажды они заблудились в Саутгемптоне в поисках ресторана, и Манфред по неосторожности (или в шутку) слегка подтолкнул машину Марка. Та свалилась прямиком с моста.

Несмотря на то что в национальном первенстве Манфред не получал полноценной поддержки от «БМВ» (машину он готовил к соревнованиям вместе со своими товарищами), он быстро стал единственным гонщиком, который мог что-то противопоставить армаде «Порше». После нескольких лет в баварском лагере он перебрался в команду «Цакшпид», где получил конкурентоспособную технику (знаменитый «Киллер-Капри»). Сражения гонщиков на белом «Форде» и оранжевом «Кремер-Порше» 935К3 (Клаусом Людвигом) стали украшением сезона-1981.

К сожалению, Манфред решил больше внимания уделить «Формуле-1», договорившись с командой «АТС-БМВ» на выступления в чемпионате-1982. Череда неудач и откровенно второсортные моторы, достававшиеся коллективу, гарантировали отсутствие результата. Если бы Винкельхок смог бы продемонстрировать свой талант в полной мере, то, возможно, получил бы приглашение в «Брэбэм». Однако в 1985 году пришлось довольствоваться приглашением команды «РАМ».

Доказать свою профессиональную пригодность Манфред мог в марафонском чемпионате мира, где он выступал на машинах «Порше» моделей 956 и 962. В злополучном сезоне Винкельхок с закадычным другом Зурером наскребли денег на выступления в частной команде и прикладывали неимоверные усилия, чтобы одолеть заводскую команду.

В Моспорте гонку начинал Марк. После небольшого контакта с одним из круговых оказалось пробитым левое переднее колесо. Зурер тут же отправился в зону обслуживания, где, заодно, произвели смену. Марк подумал, что механики все тщательно осмотрели, и даже не стал следить, как свое место занимает Манфред. Спустя несколько минут, когда Зурер уже был в зоне отдыха, над трассой повисла необычная тишина.

Автомобиль Винкельхока внезапно сорвало с траектории в скоростном втором (правом) повороте. Практически не снижая скорости, прототип ударился о бетонную стену. Медики почти час пытались извлечь гонщика из салона. Травмы головы оказались слишком серьезными – Манфред и Марк не отличались высоким ростом и сидели близко к лобовому стеклу. Во время аварии шлем гонщика слишком сильно ударился о каркас безопасности.

Поначалу не все зрители и участники поняли, насколько серьезной была авария. Зурер был единственным, кто отправился в больницу. Самолет для родственников из Европы заказывал Норберт Хауг. Сейчас Марк считает, что в той аварии он потерял единственного настоящего друга из всего гоночного окружения.

«Он всегда занимал крайнюю левую полосу, всегда атаковал, – вспоминает легендарный Ханс-Йоахим Штук. – У него всегда была наготове шутка, но когда дело доходило до работы, он полностью в нее погружался. На Манфреда всегда можно положиться. За всю мою карьеру мне довелось познакомиться со многими дружелюбными персонажами, которые только и ждали, когда вы повернетесь к ним спиной, чтобы хорошенько пнуть вас. Манфред был совсем другим. Его прямоту и откровенность ценили все».

Брат Манфреда Йоахим «Йокель» Винкельхок выступал в ДТМ. Сын Маркус «Винки» Винкельхок начал карьеру довольно поздно, но уже добился определенных успехов в том же ДТМ. В этом сезоне является одним из лидеров ФИА ГТ.